Многие задают вопрос: «А для чего во взрослом возрасте нужно учиться рисовать, петь, танцевать? Ведь необходимо: реализовывать свои желания и добиваться целей; создать семью, на что уходит немало времени и сил; а ещё надо много проводить времени на работе?»
У нас есть свои ответы на эти вопросы. Но подозревая, что они могут показаться легковесными, предлагаем Вашему вниманию опыт страны Восходящего Солнца, с помощью которого Япония вышла в лидеры мировых инновационных технологий.
Искусство раскрывает и формирует неповторимую индивидуальность человека
Традиции Японии — страны экономического чуда
Правительство Японии с готовностью вкладывает деньги в культуру, в эстетическое образование и воспитание, ибо в конечном счете это оказывается выгодно самому государству и вполне окупается экономически, ибо при наличии определенного уровня эстетической культуры, развитого художественного вкуса, чувства красоты человек не станет производить некачественную, некрасивую продукцию (или же одобрять, санкционировать ее производство).
Красота в Японии выступает и как экономическая категория, а эстетическое воспитание — как основа экономного и целесообразного ведения хозяйства.
Основной концепцией педагогики является идея "образования в течение всей жизни”, ибо процесс этот не оканчивается никогда; в любом возрасте, при любой профессии каждый человек при желании может выбрать для себя вид искусства, которым он хотел бы и мог заниматься.
Здесь налицо практическое претворение одного из основополагающих понятий восточной философии — пути Дао. Побывавший в Японии Р.Тагор писал, что японцы не только прекрасные художники — они превратили всю свою жизнь в искусство.
Обязательная для традиционного японского жилища токонома (специальная ниша, где ставится икебана, вешается кимоно, каллиграфически выполненный свиток с изречением, картина) позволяла хозяевам выразить себя, проявить себя художественно-эстетически: свои вкусы, художественные предпочтения, свое понимание красоты.
Ибо главное для счастья и процветания — создать эмоционально-художественный образ в своей душе.
Поэтому японские искусства не знают деления на "чистые" и "прикладные" — и те и другие бывают либо искусством, либо неискусством.
Например, чайная церемония, подбор ароматов (кодо), искусство разделки рыбы (хотёдо) — столь же равноправные искусства, как живопись или музыка, ибо, будучи доведены до совершенства в проявлении мастерства исполнения, действительно становятся искусством.
Искусство непосредственно входит в жизнь, вплетается в неё, пропитывает быт ощущением красоты и гармонии.